Как сообщает AUTO-Consulting, по итогам
марта в Украине зафиксировано сокращение автомобильного рынка на 75% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Уже
второй месяц подряд автопродажи демонстрирует угрожающие показатели, а
фактически они сократились уже в 5 раз. Если февральские результаты
повергли в шок многих операторов, то итоги марта заставляют очень
сильно задуматься о будущем рынка. По оценкам экспертов, авторынок
сейчас находится на уровне между 2003 и 2004 годами и не подает
признаков для быстрого подъема. По итогам 1 квартала 2009 года спад
достиг 70% (45 тыс. авто), как и прогнозировали аналитики в начале года. Учитывая
сложившуюся ситуацию с автокредитованием, новыми ставками акцизного
сбора, новым курсом, абсолютное большинство автомобилей подорожало, а
покупатель оказался не готов брать то же самое на 40-50% дороже. Те
операторы, которые рискнули поделилиться собственными доходами с
потребителями, демонстрировали относительно неплохие (по нынешним
временам) продажи. Тем же, кто так и не решился сработать в убыток,
приходилось протирать пыль на авто. Смещение
потребительского спроса в сторону бюджетных автомобилей пока не
заметно. По крайней мере, на доле АвтоВАЗа, ЗАЗа и китайских брэндов
новые реалии не отразились. Наоборот, как только заканчивались щедрые
скидки - спрос на «китайцев» замирал на отметке, близкой к нулю.
Потребительские предпочтения за время «автомобильного бума» сильно
изменились, а «ломка» сознания быстро не произойдет. «Серый» рынок
сейчас на грани выживания и терпит огромные убытки, распродавая
складские запасы. В марте уже закрылось 25% всех «серых» салонов
(площадок), а половина тех, кто остался - активно распродает автомобили,
спасая что еще можно. Непрофильные операторы покидают этот бизнес, те
же, кто покрупнее, пытаются выжить за счет других сфер автобизнеса.
Новые партии автомобилей в страну не везутся, так как растамаживать с
надбавкой в 13% - равносильно самоубийству. Получается, что рынок живет
только с запасов 2008 года и это дает единственную возможность для
ценового демпинга. Но на фоне «плохих» сводок с «фронтов» появился и
позитив. Мартовские продажи возросли на 27% по сравнению с «провальным»
февралем 2009 года, что уже само по себе не плохо. Кроме того,
сохранился весенний всплеск, которого все дилеры в 2009 году так ждут.
А главным фактором для оптимизма остается крайне низкая степень
автомобилизации Украины (в 5 раз ниже, чем в не самых богатых странах
Европы). Дилерам еще представится шанс осваивать эту емкость, поэтому
на всех предприятиях «затянули пояса» и ждут возобновления спроса. Источник
|